Концерт органной и вокальной музыки «Круг песен – шедевры немецкого романтизма»

6+

Шоу добавлено в избранное
  • Круг песен – шедевры немецкого романтизма

Нет мероприятий

Описание

Продолжительность: 1 час 30 минут

30 ноября, суббота, 19:30

Концерт органной и вокальной музыки «Круг песен – шедевры немецкого романтизма»

Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, И. Брамс, Й.Г. фон Райнбергер

Лауреаты международных конкурсов

Вокальный дуэт «Аve Мaria»:

Мария Ария (сопрано)

Наталия Дубровская (сопрано)

Олеся Кравченко (орган) (Москва)

В программу московских музыкантов Олеси Кравченко (орган) и вокального дуэта «Ave Maria» в составе Марии Арии (сопрано) и Наталии Дубровской (сопрано) включены произведения великих немецких композиторов эпохи романтизма.

«Шесть этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано — инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. Концерт откроют две поэтичные миниатюры.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. Он тонко отображал детали настроения, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросла роль сопровождения голоса. Расцвет песенного творчества связан с событиями личной жизни композитора. Счастье, охватившее Шумана после долгожданной женитьбы на Кларе Вик, вызвало огромный прилив творческих сил. В 1840 году были созданы 140 песен и романсов. Среди них, вокальные циклы «Мирты» на стихи разных поэтов, «Весна любви» на 12 стихотворений Ф. Рюккерта, ор.37 и «Круг песен», ор.39 на слова Й. Эйхендорфа. Стихи «последнего рыцаря романтизма» Эйхендорфа настолько музыкальны, что к ним обращались многие композиторы. Основная тема этого цикла — смутная неудовлетворённость, проявляющаяся то в безотчётной тревоге, то в восторженном порыве, то в элегическом смирении.

Имя Й.Г. фон Райнбергера неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20-ти сонатам для органа соло, двум концертам для органа и оркестра и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера увлекает красотой контрапунктических линий, мелодической изобретательностью, совершенством формы. Прозвучат Скерцо и Пассакалия из Сонаты № 4.

В программе концерта всего лишь одно вокальное сочинение И. Брамса - дуэт «Колыбельная», ор.49. Наряду с «Венгерскими танцами», оно является одним из самых известных сочинений композитора. Пьеса была посвящена подруге Брамса Берте Фабер по случаю рождения у неё сына. Впервые произведение было исполнено публично 22 декабря 1890 года в Вене Луизой Дустманн и Кларой Шуман.

Цикл из шести сонат был написан Ф. Мендельсоном в 1844-1845 годах и посвящен другу - органисту Ф. Шлеммеру. Соната си-бемоль мажор - своеобразная сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом ярком и красочном сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения Баха, сочетает их с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью. В программу концерта включены пять вокальных сочинений Мендельсона: дуэты из циклов для двух голосов и фортепиано ор.63 и 77, духовная песня «Но Господь, он ведёт заблудших прямым путём», ор.112 № 1, дуэт № 3 из мотета ор.39, а также ария «Иерусалим» из оратории «Павел». Сюжет оратории «Павел» основан на событиях Ветхого и Нового Заветов. Ария «Иерусалим» относится к первой части оратории, в которой преобладает драматический накал.

«Ave Maria» Ф. Шуберта — «Третья песня Эллен», которая входит в состав сборника из 7 песен на отдельные стихи из поэмы «Дева озера» В. Скотта. В певческой практике она часто исполняется не на оригинальный (немецкий) текст, а на текст католической (латинской) молитвы. Это обращение героини поэмы Эллен Дуглас к Деве Марии, которое начинается латинскими словами «Ave Maria!», что послужило основанием для замены стихотворения Скотта на канонический латинский текст. Этой популярной пьесой завершится концерт.

Программа концерта:

Роберт Шуман (1810-1856)

Два этюда из «Шести этюдов в канонической форме» для педального фортепиано, op.56

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

«Ich wollt’ meine Lieb’ergosse sich» («Хотел бы в единое слово»), ор.63, № 1, дуэт

Роберт Шуман

«Du bist wie eine Blume» («Дитя! Как цветок ты прекрасна») из цикла «Круг песен», ор.39, соло

«Waldesgesprach» («Встреча в лесу») из цикла «Круг песен», ор.39, соло

Феликс Мендельсон-Бартольди

«Lied aus Rui Blas» («Песня из Руи Блаза»), ор.77, № 3, дуэт

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)

Скерцо и Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, op.132

Роберт Шуман

«So wahr die Sonne scheinet» («Как то, что светит солнце»), ор.37, № 12, дуэт

«Schon ist das Fest des Lenzes» («Праздник весны чудесен»), ор.37, № 7, дуэт

«Die Stille» («Тишина») из цикла «Круг песен», ор.39, соло

«Widmung» («Посвящение») из цикла «Myrten» («Мирты»), op.25, соло

Иоганнес Брамс (1833-1897)

«Колыбельная», ор.49, № 4, дуэт

Феликс Мендельсон-Бартольди

Соната си-бемоль мажор, ор.65, № 4:

Allegro con brio - Andante religioso - Allegretto - Allegro maestoso e vivace

Дуэт «Wohin habt ihr getragen?» («Куда вы его несли?») из мотета, ор.39, № 3

Ария «Jerusalem» из оратории «Павел», ор.36

Духовная песня «Doch der Herr, er leitet die Irrenden recht» («Но Господь, он ведёт заблудших прямым путём»), op.112, №1

Франц Шуберт (1797-1828)

«Ave Maria», дуэт


Организатор АНО "Центр современных технологий в искусстве "Арт-паркИНГ"
ИНН 7814290453