- Москва
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Тыва
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Концерт «И всюду страсти роковые...»
0+
Описание
Концерт из раритетов отечественной музыкально-театральной классики и киномузыки
Балакирев:
Увертюра из музыки к трагедии «Король Лир»
Хачатурян:
Фрагменты сюиты из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир»
Шостакович:
Фрагменты сюиты из музыки к фильму «Овод», ор. 97а
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Новую концертную серию абонемента «Музыка театра и кино» открывает яркая программа из раритетов отечественной музыки. Эпиграфом взяты пушкинские строки. Они отражают идею и эмоциональный мир произведений, вошедших в авторскую программу музыковеда Л. Попковой. Любовь и ненависть, верность и предательство, добросердечие и коварство, истовая вера и скептицизм, благородство и низость человеческих помыслов и поступков. Такова тематика положенных на музыку сочинений английских писателей — великой трагедии У. Шекспира «Король Лир» и популярного в Советском Союзе, но забытого ныне романа Э. Л. Войнич «Овод» о борьбе итальянских революционерах в конце ХIХ века.
Из всех шекспировских творений к «Королю Лиру» композиторы обращались сравнительно редко, сознавая «безграничность сюжета» (Д. Верди) и величие характеров. На фоне европейских исканий ХIХ в. выделяется музыка к этой трагедии М. А. Балакирева. Молодой композитор (21 год) обратился к Шекспиру по совету идеолога «Могучей кучки» В. Стасова: в Александринском театре готовилась постановка «Короля Лира». Работа шла небыстро, в своей художественной концепции Балакирев наделил музыку ролью важнейшего элемента драмы. Шекспировский текст был для него воплощением вечных жизненных перипетий — вневременных и наднациональных. Не случайно, многие отмечали «русский дух» созданной партитуры. Центральным в ней стал образ Лира. Масштабная увертюра запечатлела трагический путь героя — от надменно-величавого правителя до отчаявшегося старика-страдальца, оплакивающего смерть любимой дочери. Эту «великолепную поэму» (В. Стасов) высоко оценили современники и последующие поколения слушателей. Помимо увертюры Балакирева написал к «Королю Лиру» четыре симфонических антракта и «Шествие». Музыка так и не прозвучала с театральной сцены, но заняла достойное место в наследии композитора.
ХХ век принёс гораздо больше интересных прочтений «Короля Лира». Помимо опер А. Раймана и С. Слонимского следует назвать выдающуюся музыку Д. Шостаковича к одноименным фильму и спектаклю Г. Козинцева. Свою музыкальную версию шекспировской пьесы создал в 1958 г. Арам Хачатурян для новой постановки в Театре Моссовета. В ней авторы и исполнители спектакля глубоко и многогранно представили контрастные миры трагедии.
Глубинная идея спектакля (попытка Лира избавить мир от зла и подлости) кульминировала в актерской мощи великого русского трагика Н. Мордвинова. Невероятный накал страстей прекрасно воплотила музыка Хачатуряна. Открыто эмоциональная, богатая по оркестровым нюансам, она кратно умножала силу сценического действия и шекспировского текста. Симфоническая сюита из этой музыки практически не звучит в концертах, и многие услышат её впервые.
Второе отделение концерта посвящено музыке Д. Шостаковича к фильму А. Файнциммера «Овод», ставшему в 1955 году одним из лидеров советского кинопроката. Художественные достоинства фильма, как и романа Э. Л. Войнич, за прошедшие годы вызывали противоречивые суждения. Но всё это не коснулось великолепной музыки, свободной от каких-либо идеологических канонов. Лучшие страницы партитуры посвящены моментам духовных исканий героев, весьма колоритно отражена и атмосфера Италии конца XIX века. Музыка создавалась композитором в пору тяжелых личных утрат, она отмечена искренностью, «хватавшей за сердце» (Г. Козинцев). Именно проникновенную выразительность и яркую мелодичность сюиты так ценят слушатели всех возрастов.
Организатор | СПБ ГБУК "Государственная академическая капелла СПб" |
ИНН | 7825010179 |